Новое в законодательстве о государственном заказе и крупных корпоративных заказчиках в 2018 году.
С этого года радикально ужесточается режим проведения государственных закупок. 31 декабря президент страны Владимир Путин подписал поправки к двум основополагающим законам: о государственных закупках, осуществляемых по 44-ФЗ, и о закупках госкомпаний, регулируемых 223-ФЗ. Их смысл сводится к одному — государственные закупки по всей стране должны проходить исключительно в электронном виде, т. е. на электронных торговых площадках (ЭТП), а основными способами конкурентных закупок должны быть четыре вид закупок — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок. 

Фактически эти поправки фиксируют то, что давно существует. А именно перевели закупки к четырем классическим способам честной конкуренции. До этого были изобретены тысячи способов закупок, которые сводились к легализации договоренностей. Впрочем, наиболее интересны для бизнеса закупки госкомпаний, масштабы которых в десятки раз превосходят бюджетный госзаказ. С 1 января 2018 года вступило в силу постановление правительства РФ о расширении перечня госкомпаний, обязанных выполнять нормативы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Если прежде к ним относились госкомпании с годовой выручкой более 2 млрд рублей, то теперь этот ограничитель снижен до 500 млн рублей, а для автономных учреждений до 250 млн рублей. Таким образом, существенно увеличилось число госкомпаний и автономных учреждений, обязанных производить закупки у субъектов малого предпринимательства. Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) они должны закупать у МСП не менее 18% годового стоимостного объема договоров, тогда как раньше закупали только 15%.

На самом деле, свежие поправки в федеральный закон №223 создают существенные предпосылки для передела рынка госзакупок в пользу национальных операторов электронных площадок. Ведь с этого года госкомпании обязаны проводить торги у субъектов малого предпринимательства только на контролируемых государством площадках, тогда как прежде госкомпании проводили закупки на 22 различных ЭТП, за которыми сложно уследить.

Свежие поправки в федеральный закон создают реальные предпосылки для передела рынка госзакупок в пользу национальных операторов электронных площадок. С 1 июля 2018 года заказчики (госкомпании), осуществляющие закупки в соответствии с 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны будут совершать закупки у малого бизнеса (субъектов малого и среднего предпринимательства) только путем проведения конкурентных процедур в электронной форме. При этом проводить эти процедуры заказчики должны будут на электронных торговых площадках (ЭТП), функционирующих в соответствии с едиными требованиями, установленными законом о госзакупках.

Это значит, что им предстоит перевести закупки на действующие пять-шесть ФЭТП, которые были аккредитованы в соответствии с законом «О контрактной системе» еще в 2010 году. В конце декабря Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России пролонгировали с ними соглашения о продлении аккредитации до 31 декабря 2018 года. Правда, в документе оговаривается, что соглашения могут потерять силу до 31 декабря 2018 года в том случае, если начнут свою работу операторы ЭТП, прошедшие новый отбор в соответствии с 44-ФЗ. 

Обязанность госкомпаний размещать закупки на государственных ЭТП и была самой спорной точкой в переговорах, которые длились почти 3 года, но в итоге эта позиция была продавлена.

Более подробную консультацию по вопросам участия в закупках в рамках государственного заказа вы можете получить по тел.: 8 (921) 391-18-06.

Scroll Up